Беспилотные летательные аппараты успешно применяются для мониторинга строительства промышленных объектов. Среди компаний, специализирующихся на данном типе услуг, можно отметить Traceair. Международный стартап работает в США и России с 2015 года. Команда Traceair разработала веб-платформу для контроля и управления объектами строительства на основе данных с дронов. Такая площадка предлагает каждому сотруднику проекта доступ к понятной и актуальной информации об объекте, а также его объемах и площади.
Для еженедельного и ежедневного сканирования промышленных строительных площадок сотрудники Traceair используют несколько БПЛА Геоскана самолетного и мультироторного типа. Геоскан 201 применяется на объектах свыше 2000 га и там, где возможен безопасный взлет и посадка.
Среди преимуществ Геоскана 201 в Traceair отмечают:
- ремонтопригодность;
- хорошее полетное ПО;
- наличие сборной катапульты;
- возможность эксплуатации одним человеком (например, в отличие от Supercam, который можно запустить только вдвоем);
- понятная парашютная система, предоставляющая возможность отделить ее от борта.
Свою эффективность Геоскан 201 показал, в частности, во время работы на крупнейшем в России предприятии по переработке природного газа (в рамках этого проекта компания Traceair сотрудничала с НИПИГАЗ). По сравнению с другими беспилотниками 201-й проявил себя как настоящая рабочая лошадка: он оказался более стабильным и некапризным БПЛА, сохраняющим необходимое перекрытие между снимками.
Если перейти к опыту эксплуатации Gemini, в Traceair отмечают, что используют его в двух случаях: когда невозможно организовать пространство для посадки (например, из-за рельефа или леса) и когда работы проводятся на объектах общей площадью до 300-400 га. В частности, квадрокоптер выручает, когда необходимо оперативно осуществить аэромониторинг нескольких площадок в одном районе от одной базовой станции без долгих поисков специальной площадки для взлета.
По словам специалистов Traceair, преимущества Gеmini в следующем:
- РРК-решения;
- минимальная подготовка к взлету;
- идентичное ПО, как для модели «Геоскан 201» (нет необходимости переучиваться);
- высокое качество получаемых материалов;
- устойчивая, до 5 км, радиосвязь между наземной станцией управления и дроном (у DJI, например, только до 2 км).
Traceair поделились своим опытом использования Gеmini при аэрофотомониторинге в тундре для компании «Новатэк». Особенность проекта состояла в том, что из-за климатических условий грунт был похож на водяной матрас, а сам объект представлял из себя множество небольших площадок объемом 10-20 га. Это не позволяло размещать точки привязки и большое количество контрольных точек.
При разработке проекта сотрудники Traceair в России сначала попробовали использовать DJI RТК, но столкнулись с рядом проблем при эксплуатации на объекте. Из-за особенностей почвы было невозможно вынести реперную точку ближе к месту проведения работ. Приходилось располагать ее на большом расстоянии, из-за чего отсутствовала связь с БПЛА от DJI.
C решением проблемы справился Gеmini: специалисты поставили базовую станцию и работали в радиусе 10 км от нее.
Также Gеmini хорошо себя зарекомендовал при работе в зимних условиях: в -20 °С и ниже. Коптер исправно работал и быстро собирался. Иногда специалисты Traceair выходили за пределы температурных ограничений, используя БПЛА и в -30 °С, и он также хорошо демонстрировал свою работу.
Артур Хасиятуллин, CEO Traceair в России, добавляет: «При использовании оборудования от Геоскана возникает гораздо меньше нештатных ситуаций, приостанавливающих работу, что говорит о стабильном функционировании БПЛА. Даже если и случаются непредвиденные моменты, сотрудники техподдержки оказывают необходимую помощь. Например, у пилота-инженера, выполнявшего запуск БПЛА на Дальнем Востоке, отказал Геоскан 201 в процессе использования. Техподдержка смогла оперативно и в удаленном режиме обновить прошивку устройства, чтобы ликвидировать баг. Из недостатков мы бы отметили, что у модели Gеmini не предусмотрена возможность управления БПЛА при помощи пульта при посадке в сложных погодных условиях или в случае потери сигнала спутников GPS или его глушении».
Фото- и видеоматериалы предоставлены пресс-службой Traceair.