Спутники Геоскана продолжают тестировать технологии на орбите

Блог
Спутники Геоскана продолжают тестировать технологии на орбите
Новая станция для приема данных в X-диапазоне

ИнноСат3 и Геоскан-2 продолжают выполнять свои целевые миссии на орбите. Оба аппарата были запущены в июле 2025 года и сегодня работают в штатном режиме, демонстрируя технологии спутникового мониторинга транспорта.

ИнноСат3

ИнноСат3 отрабатывает технологию приема сигналов автоматической идентификационной системы (АИС) и позволяет получать актуальную информацию о морском трафике по всей Земле.

Аппарат оснащен двумя независимыми приемниками разработки Геоскана. Они получают идентификационные данные от судна, информацию о его координатах, габаритах, состоянии, курсе и скорости. Прием сообщений ведется одновременно по двум международным каналам связи: AIS1 на частоте 161,975 МГц и AIS2 на частоте 162,025 МГц.

«Отдел МКА продолжает работы по освоению технологии АИС на ИнноСате3. На данном этапе мы добились стабильной работы нашего бортового оборудования по регулярному приему и анализу АИС-сообщений на протяжении 8 витков (12 часов) в сутки и передаче накопленной информации через высокоскоростной передатчик X-диапазона на наземную станцию приема», — поделился руководитель отдела разработки малых космических аппаратов ГК «Геоскан» Дмитрий Боровицкий.

ИнноСат3 передал на наземную станцию 10 316 сообщений

12 ноября ИнноСат3 передал на наземную станцию 10 316 сообщений от 3789 морских и речных судов, в том числе проходивших по Северному морскому пути

Геоскан-2

Геоскан-2 тестирует приемник системы автоматического зависимого наблюдения-вещания (АЗН-В). Эта технология помогает участникам воздушного движения и наземным службам получать точную и актуальную информацию о местоположении, высотном эшелоне, скорости и направлении движения воздушных судов. АЗН-В обеспечивает безопасность воздушного трафика и взаимодействие пилотов с наземными системами и между собой.

Эксперименты по приему данных показывают, что спутник способен принимать сигналы с магистральных самолетов, низколетящих вертолетов и воздушных судов на земле — на высотах до 13 100 м, включая прием со взлетно-посадочной полосы. Во время включения 10 октября 2025 за четыре витка вокруг Земли Геоскан-2 принял 2203 сообщения от 114 воздушных судов из 32 стран. Полученные данные совпали с результатами, публикуемыми в ADS-B Exchange* и других открытых сервисах, что подтвердило корректность работы системы.

По словам специалистов Геоскана, в перспективе такие спутники могут использоваться для наблюдения и за беспилотными летательными аппаратами, создавая единую систему контроля воздушного движения.

«На следующем этапе работы с Геосканом-2 мы планируем добавлять координаты спутника в принимаемые сообщения. Это позволит оценить, как расстояние между спутником и воздушным судном влияет на количество и качество получаемых сигналов и как внешние условия отражаются на достоверности информации. В будущем также хотим применять математические методы анализа сообщений — интерполяцию и фильтрацию, чтобы очищать и восстанавливать данные при потере части сообщений. Эти исследования станут шагом к созданию более устойчивых и точных систем приема информации на малых космических аппаратах», — отметил руководитель отдела проектов малых космических аппаратов ГК «Геоскан» Александр Хохлов.

Миссии ИнноСата3 и Геоскана-2 показывают, что даже компактные низкоорбитальные аппараты способны собирать и передавать большие объемы навигационных данных. Для приема такого потока информации Геоскан использует технологии передачи в Х-диапазоне.

Новая станция для приема данных в X-диапазоне

В 2024 году наши специалисты разработали высокоскоростной передатчик данных COMMX с пропускной способностью 250 Мбит/с, с которым спутники могут отправлять большие пакеты информации на Землю. В этом году начала работу новая станция Геоскана для приема данных в X-диапазоне. Она включает в себя параболическую антенну с облучателем и понижающим конвертером частот, поворотное устройство для антенны с высокой точностью наведения на спутник и радиопрозрачное укрытие, которое защищает поворотный механизм и антенну от воздействия погодных явлений.

Новая станция отличается усовершенствованной антенно-поворотной системой, благодаря которой антенна точно нацеливается на спутники и отслеживает их движение на протяжении всего сеанса связи. Это решение обеспечивает прием и обработку еще больших объемов данных с полезных нагрузок аппаратов, которые оборудованы передатчиком COMMX.


* ADS-B Exchange — онлайн-сервис, который собирает и публикует данные о полетах самолетов по сигналам АЗН-В со всего мира, включая открытые источники от наземных и спутниковых приемников.

Данные АИС за отдельные витки спутника «ИнноСат3»
Данные АИС за отдельные витки спутника «ИнноСат3»