ИнноСат3 и Геоскан-2 продолжают выполнять свои целевые миссии на орбите. Оба аппарата были запущены в июле 2025 года и сегодня работают в штатном режиме, демонстрируя технологии спутникового мониторинга транспорта.
ИнноСат3
ИнноСат3 отрабатывает технологию приема сигналов автоматической идентификационной системы (АИС) и позволяет получать актуальную информацию о морском трафике по всей Земле.
Аппарат оснащен двумя независимыми приемниками разработки Геоскана. Они получают идентификационные данные от судна, информацию о его координатах, габаритах, состоянии, курсе и скорости. Прием сообщений ведется одновременно по двум международным каналам связи: AIS1 на частоте 161,975 МГц и AIS2 на частоте 162,025 МГц.
«Отдел МКА продолжает работы по освоению технологии АИС на ИнноСате3. На данном этапе мы добились стабильной работы нашего бортового оборудования по регулярному приему и анализу АИС-сообщений на протяжении 8 витков (12 часов) в сутки и передаче накопленной информации через высокоскоростной передатчик X-диапазона на наземную станцию приема», — поделился руководитель отдела разработки малых космических аппаратов ГК «Геоскан» Дмитрий Боровицкий.

12 ноября ИнноСат3 передал на наземную станцию 10 316 сообщений от 3789 морских и речных судов, в том числе проходивших по Северному морскому пути
Геоскан-2
Геоскан-2 тестирует приемник системы автоматического зависимого наблюдения-вещания (АЗН-В). Эта технология помогает участникам воздушного движения и наземным службам получать точную и актуальную информацию о местоположении, высотном эшелоне, скорости и направлении движения воздушных судов. АЗН-В обеспечивает безопасность воздушного трафика и взаимодействие пилотов с наземными системами и между собой.
Эксперименты по приему данных показывают, что спутник способен принимать сигналы с магистральных самолетов, низколетящих вертолетов и воздушных судов на земле — на высотах до 13 100 м, включая прием со взлетно-посадочной полосы. Во время включения 10 октября 2025 за четыре витка вокруг Земли Геоскан-2 принял 2203 сообщения от 114 воздушных судов из 32 стран. Полученные данные совпали с результатами, публикуемыми в ADS-B Exchange* и других открытых сервисах, что подтвердило корректность работы системы.
По словам специалистов Геоскана, в перспективе такие спутники могут использоваться для наблюдения и за беспилотными летательными аппаратами, создавая единую систему контроля воздушного движения.
«На следующем этапе работы с Геосканом-2 мы планируем добавлять координаты спутника в принимаемые сообщения. Это позволит оценить, как расстояние между спутником и воздушным судном влияет на количество и качество получаемых сигналов и как внешние условия отражаются на достоверности информации. В будущем также хотим применять математические методы анализа сообщений — интерполяцию и фильтрацию, чтобы очищать и восстанавливать данные при потере части сообщений. Эти исследования станут шагом к созданию более устойчивых и точных систем приема информации на малых космических аппаратах», — отметил руководитель отдела проектов малых космических аппаратов ГК «Геоскан» Александр Хохлов.
Миссии ИнноСата3 и Геоскана-2 показывают, что даже компактные низкоорбитальные аппараты способны собирать и передавать большие объемы навигационных данных. Для приема такого потока информации Геоскан использует технологии передачи в Х-диапазоне.
Новая станция для приема данных в X-диапазоне
В 2024 году наши специалисты разработали высокоскоростной передатчик данных COMMX с пропускной способностью 250 Мбит/с, с которым спутники могут отправлять большие пакеты информации на Землю. В этом году начала работу новая станция Геоскана для приема данных в X-диапазоне. Она включает в себя параболическую антенну с облучателем и понижающим конвертером частот, поворотное устройство для антенны с высокой точностью наведения на спутник и радиопрозрачное укрытие, которое защищает поворотный механизм и антенну от воздействия погодных явлений.
Новая станция отличается усовершенствованной антенно-поворотной системой, благодаря которой антенна точно нацеливается на спутники и отслеживает их движение на протяжении всего сеанса связи. Это решение обеспечивает прием и обработку еще больших объемов данных с полезных нагрузок аппаратов, которые оборудованы передатчиком COMMX.
* ADS-B Exchange — онлайн-сервис, который собирает и публикует данные о полетах самолетов по сигналам АЗН-В со всего мира, включая открытые источники от наземных и спутниковых приемников.